"Экскурс в геральдику"

 

ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

 


ЭКСПАНСИЯ МУСУЛЬМАН

Ислам возник в Аравии по тем же социально-политическим причинам, что и христианство в Европе. Вероятно, первое время эта синтетическая религия играла прогрессивную роль в регионе своего распространения, но лишь в той мере, в какой влияют на человечество любые новаторские процессы, которые История использует для смазывания шестерёнок своего механизма. Объединенные железной рукой Магомета, арабы начали стремительную экспансию, без особого труда сметая со своего пути трухлявые бастионы старого мира. Ринувшись в границы угаснувшей уже античной цивилизации, мусульмане восприняли и воспользовались ее достижениями, а некоторые начали даже развивать. Крестоносцы, прибывшие из мрачной и невежественной Европы, к тому времени многие века лежавшей в руинах после Великого переселения народов, уже в Византии, не подвергшейся варваризации, видели сохранившиеся ещё остатки культурных и социальных достижений античности. Они выглядели варварами рядом с просвещенными арабами, занимавшимися поэзией, изучением звезд и составлением математических таблиц. Арабы изучали и толковали труды античных мыслителей в то время, когда в Европе католическая церковь предала анафеме все культурные достижения прошлого. Пилигримы и крестоносцы, вырвавшиеся из своих запуганных христианскими догматиками нищих стран, кормившихся подножным кормом, увидели на Востоке совсем другой мир. Мир, демонстрировавший значительные достижения просвещения и прогресса. Но этот период арабского расцвета оказался очень коротким. Усиление ислама задушило все прогрессивные тенденции, и арабское владычество с тех пор держалось только на грубой военной силе, религиозном фанатизме и деспотичном подавлении. Неисчислимые беды несли мусульмане покорённым народам, всё быстрее скатываясь обратно в варварство. Много веков уже нет и не предвидится в мире ни одного исламского государства, которое можно было бы назвать цивилизованным и процветающим.


КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Схема первого крестового похода

1-й крестовый поход (1097-1099 гг.), возглавляемый герцогом Готфридом Бульонским, графом Раймондом Тулузским, герцогом Боэмундом Тарентским и его племянником Танкредом, герцогом Робертом Норманским и графом Робертом Фландрским, был самым успешным и закончился завоеванием Палестины и освобождением Иерусалима от мусульман.

2-й крестовый поход (1147-1149 гг.), возглавляемый французским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, был организован после завоевания Эдессы сельдужками. Он закончился ужасным разгромом крестоносцев, потерявших десятки тысяч убитыми и умершими от болезней и голода.

3-й крестовый поход (1189-1192 гг.) начался после того, как египетский султан Салах-ад-дин (Саладин) завоевал Иерусалим (узнав об этом, папа римский Урбан III умер от огорчения). Поход возглавили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце. 10 июня 1190 г. пожилой Фридрих Барбаросса упал с лошади во время переправы через речку и захлебнулся. Его смерть стала предвестником (а возможно и причиной) будущего поражения. Победы Ричарда Львиное Сердца продлили существование крестоносных государств в Палестине, но Иерусалим освободить не удалось.

4-й крестовый поход (1199-1204 гг.) организовывался для похода на Египет - основу арабского могущества. Победа в Египте могла избавить Святую землю от мусульманской угрозы. Однако Венеция воспользовалась ситуацией, чтобы направить крестоносцев на в Египет, а на Византию, ненависть к которой в Европе давно уже сравнялась с ненавистью к сарацинам. В 1202 г. крестоносцы взяли Константинополь, а европейские территории Византийской империи были разделены между европейскими феодалами. На ее месте возникла Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г., когда греки вернули себе Константинополь.

5-й крестовый поход (1217-1221 гг.) преследовал ту же цель - атаку на Египет. Ему предшествовал "детский крестовый поход" 1212 г., когда тысячи французских и немецких детей решили своими силами освободить Иерусалим. Почти все они пропали, погибли или были проданы в рабство мусульманам своими же единоверцами. В походе приняли участие австрийский герцог Леопольд VI и король Венгрии Андраш II, но Фридрих II, внук Барбароссы, не смог принять участие, что, видимо, имело роковые последствия для предприятия. Мусульмане были встревожены приготовлениями крестоносцев, и вступили в переговоры, предлагая отдать Иерусалим. Но их очень выгодные предложения были отвергнуты. Вскоре крестоносцы стали жертвами амбиций своих вождей и вод Нила, который вышел из берегов и затопил их лагерь. Поход закончился провалом.

6-й крестовый поход (1228-1229 гг.) возглавил император Священной римской империи Фридрих II Гогенштауфен, внук Барбароссы, который был критически настроен в отношении религии и называл Христа, Моисея и Магомета тремя великими обманщиками. Он предпочитал верить только в то, что может быть доказано здравым смыслом и логикой вещей. Фридрих достиг цели не войной, а дипломатией: ему удалось договориться с мусульманами и заключить договор, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами перед лицом нового грозного врага - татаро-монголов. Успех был относительным: в 1244 г. мусульмане снова захватили Иерусалим.

7-й крестовый поход (1248-1254 гг.) организовал и возглавил король Франции Людовик IX (1215-1270 гг.). Ситуация в Святой земле была критическая, крестоносные государства в Палестине висели на волоске. В августе 1248 г. он отправился в Египет во главе флота из сотни кораблей с 35-ю-тысячным войском. Его цель была проста: высадиться в Египте, захватить главные города страны и затем обменять их захваченные мусульманами территории в Святой земле. Вначале ему сопутствовал успех. Захватив укрепленный портовый город Дамиетту, он начал наступление на Каир. Но Нил разлился, остановив движение армии на несколько месяцев. Кроме того, путь к Каиру преграждала мощнейшая крепость Аль-Мансура, стоящая на узком полуострове возле широкого рукава Нила. Многомесячная осада крепости окончилась катастрофой. Мусульмане нанесли крестоносцам поражение, сожгли флот, снабжавший их продовольствием, вдобавок, в лагере крестоносцев началась эпидемия моровой язвы, так как воды Нила несли мимо тысячи раздувшихся трупов. Дело погибло, и Людовик, сам заразившийся болезнью, должен был отступить к Дамиетте, но был вместе с жалкими остатками своей армии захвачен в плен, для освобождения из которого пришлось заплатить огромный выкуп.

8-й крестовый поход (1270 г.) был также организован Людовиком IX. В начале июля крестоносцы высадились в Сардинии. Там, под давлением брата короля Карла, они решили отправиться в Тунис, с эмиром которого тот враждовал. 18 июля крестоносцы высадились в Африки и с боями дошли до древнего Карфагена. Но из-за проволочек шанс на победу был упущен. Из-за большой скученности в лагере началась моровая язва, умер сын короля, а скоро заболел и сам Людовик. 25 августа он скончался, после чего крестоносцы вернулись в Европу. Эпоха крестовых походов закончилась.


ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ В ПАЛЕСТИНЕ

В Палестине были созданы следующие государства: графство Эдесса, возглавляемое братом Готфрида Бульонского Балдуином, княжество Антиохия, возглавляемое Боэмундом Тарентским, графство Триполи, управляемое наследниками Раймонда Тулузского, находившиеся в вассальном подчинении у королевства Иерусалимского, во главе которого непродолжительное время стоял Готфрид Бульонский. Цивилизация на Востоке находилась на более высоком уровне развития, чем в Западной Европе, поэтому феодальные порядки, насажденные в Палестине крестоносцами, были явным регрессом. Коренное население, которое пришельцы немедленно начали угнетать, как угнетали свои собственные народы, ненавидело завоевателей. Арабский летописец XII в. Усама бен Мункыз писал: "Всякий, кто хорошо понимает дела франков, увидит в них только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим...". Ясно, что невозможно было создать здесь оазис единства и процветания в полном отрыве от раздираемой противоречиями разорённой и малонаселённой Европы. Высокая идея, приведшая крестоносцев в Палестину, была слишком идеальна, умозрительна и поэтому недостижима. Она была хороша для проповедей, но реальная жизнь не оставляет места для иллюзий. Все свои распри, все свои недостатки и пережитки своего недавнего варварского прошлого западные европейцы принесли с собой в Палестину. Разве можно было ожидать, что те, кто был не в состоянии наладить жизнь на собственной родине, здесь, в окружении непримиримых врагов и чуждой природы, будут способны к созиданию? Кажется невероятным, что европейцы, успешно сражавшиеся во времена античности с могущественными восточными империями и прошедшие в своих завоеваниях от Атлантического океана до Индийского, деградировали настолько, что не смогли удержать жалкий клочок земли, на захват которого затратили столь огромные усилия. Но таковы суровые законы истории. На алтарь священной войны против мусульман были брошены громадные человеческие и материальные ресурсы. Были пролиты реки крови и море слёз, принесены несметные жертвы и испытаны тяжелейшие лишения. Все эти невероятные усилия ушли в палестинский песок. Крестовые походы окончились крахом, арабо-азиатский ислам праздновал победу всюду, где ему противостояла европейская цивилизация. Катастрофа крестоносного движения навсегда отвратила народы Европы от идеи освобождения Святой земли, горечь этого поражения ощущается и по сей день.


2003 г.

На предыдущую | На главную страницу